Все о заточке цепи бензопилы
Содержание
Цепные бензопилы — удобный инструмент для распиливания древесного массива и плит, обрезания веток деревьев и кустарников, демонтажа деревянных конструкций, разделки стволов на пиломатериалы и успешного решения других аналогичных задач. Как любому режущему инструменту, бензопиле время от времени требуется заточка.
Тупой инструмент первое время продолжает выполнять свою функцию, но вместо ровного реза и относительно гладкой поверхности получаются «махровые» линии распила, требующие серьезной дополнительной обработки. В дальнейшем бензопила полностью выходит из строя и нуждается в ремонте.
Расскажем о том, как устроена режущая часть инструмента и какими способами ее можно заточить.
Конструкция цепи бензопилы
Режущим элементом бензопилы является цепь, размещенная на металлической основе, которая выдается из корпуса с мотором. Цепь состоит из элементов, которые называются ведущими звеньями. Они соединены заклепками, а в верхней части имеют два выступа. Более мелкая деталь, похожая на рог — это ограничитель глубины пиления, который обеспечивает плавный распил. Более крупный — собственно, сам зубец — острый режущий элемент, разрезающий древесину.
Существует два типа зубцов:
- Чиппер. Такой тип наиболее распространен и встречается в большинстве моделей бензопил. Он имеет характерную скругленную форму, хорошо видную в профиль. Его лучше и удобнее затачивать напильником с круглым поперечным сечением. У затупившегося чиппера уменьшается режущий выступ наверху, а закругление становится еще более явным.
- Чизель. Профиль такого резца имеет форму цифры «7». Небольшая площадь контакта с древесиной обеспечивает меньшее сопротивление и большую глубину реза, то есть более высокую скорость распила. В затупленном состоянии форма цифры «7» частично утрачивается за счет скругления от износа. Заточить такой зубец, не повредив его кромки, сложнее, чем чиппер.
В верхней части зубцы цепи имеют небольшой выступ, перпендикулярный их основной плоскости. У половины резцов он направлен вправо, у другой половины — влево. В цепи правые и левые зубцы чередуются: это увеличивает скорость и качество распила древесины.
Цепь при движении движется вдоль основы, так что зубцы на ведущих звеньях образуют непрерывную режущую кромку. Это успешно заменяет эффект возвратно-поступательных движений обычной пилы при ручном механическом распиле.
Кроме того, зубцы за время прокручивания вдоль основы не испытывают нагрузки и успевают немного остыть, что в целом продлевает срок службы бензопилы. Однако рано или поздно зубцы неизбежно стачиваются, что сказывается на скорости работы и внешнем виде распиленных плит.
Критерии стачивания цепи
Как понять, что цепь бензопилы пора точить? Известно четыре простых и заметных признака износа зубцов цепи:
- Внешний вид стружки. В норме она светлая и крупная, но при стачивании цепи становится мелкой и темной; тупые зубцы не способны на большой красивый срез.
- Качество распила. Нормальная линия разреза — четкая, ровная, без заусенцев и бахромы. Тупые резцы не могут обеспечить такую чистоту, и распил выходит менее гладким.
- Состояние самих зубцов. Часто достаточно просто внимательно их осмотреть, чтобы понять, что они сточились.
- Снижение производительности. Если по внешнему виду зубцов и стружки еще не стало понятно, что пилу пора точить, то уж медленная тяжелая работа должна насторожить, особенно если совсем недавно она была быстрой и легкой.
Не следует продолжать использовать неисправное оборудование. Это не только снижает скорость и качество распила, но и ведет к более серьезным неисправностям самого инструмента. Звенья стираются, в результате разрушается цепь, ломается ведущая звездочка — и вместо относительно простого и недорого затачивания требуется уже полноценный дорогой ремонт.
Основные способы заточки
Применяют три способа заточки шины бензопилы: напильником, угловой шлифовальной машиной или специальным заточным станком — может быть ручным (механическим) или электрическим. Рассмотрим каждый способ подробнее.
Заточка напильником
Наиболее простой в техническом отношении способ, который требует от мастера определенных навыков и опыта: качество заточки зависит в большей степени от человека. Большой плюс — для работы с напильником кроме него понадобятся только зажимный держатель и тиски для шины бензопилы.
Можно обойтись и без тисков: просто упереть пилу в бревно или аналогичный предмет. Поэтому такой способ подходит для полевых условий, если в процессе работы потребовалась срочная заточка.
Процедура включает следующие последовательные манипуляции:
- Шину бензопилы зажимают в тисках или упирают во что-то твердое и массивное так, чтобы она была неподвижна, и зубья не смещались от движений напильника.
- На шину устанавливают зажим с вставленным в пазы напильником под углом 30°.
- Начиная с правых зубьев, совершают легкие движения рабочим инструментом вперед, от себя. Новый напильник затачивает зубья за пять–семь движений, бывшему в употреблении инструменту их требуется больше — иногда более десяти.
- После затачивания одного зуба зажим снимают, прокручивают цепь до следующего участка и повторяют описанную процедуру, и так со всеми зубьями.
- Когда все правые элементы цепи заточены, переходят к левым — для этого нужно или зеркально отразить угол напильника или развернуть пилу в другую сторону.
Работая с большинством моделей напильников, нужный угол придется определять на глаз. Поэтому качественная заточка бензопилы таким способом требует большого опыта. Он понадобится даже для инструментов с нанесенными шаблонами, где отмечен нужный угол.
Заточка болгаркой (УШМ)
Более технологичный и продвинутый способ по сравнению с напильником. УШМ — угловая шлифовальная машина, в просторечии часто именуемая болгаркой, не требует большого опыта мелкой ручной работы. Вам понадобится инструмент со 125-ым кругом. Шлифовку выполняют на низких оборотах. Кроме самой болгарки нужны тиски, чтобы зафиксировать шину бензопилы.
Есть два способа заточки шины с применением угловой шлифовальной машины:
- Бензопилу ставят на стол, а ее шину фиксируют тисками. На УШМ выставляют режим низких оборотов или слабо нажимают на кнопку запуска (при плавной регулировке). Диск болгарки располагают под углом 30° к плоскости зуба и с небольшим наклоном мягко и осторожно надавливают на зуб. Заточив один, шину прокручивают до следующего и так, пока не закончится правый ряд. Затем бензопилу поворачивают и точно так же проходят болгаркой по левым зубцам.
- В этом случае неподвижно фиксируют не бензопилу, а саму УШМ диском к себе. Для этого можно использовать тиски, скобы или струбцину. Цепь снимают с бензопилы и подносят под углом в те же 30° к диску болгарки, зубец за зубцом, сначала правый ряд, потом левый. По окончании заточки цепь надевают на бензопилу. Такой способ повышает скорость работы, но создает значительные угрозы безопасности: попасть пальцем по диску болгарки становится очень просто.
Первый способ также обеспечивает достаточно высокую скорость заточки, при этом не создавая таких рисков. Поэтому лучше использовать именно его, а второй вариант либо не применять совсем, либо оставить на крайний случай.
Затачивая шину по первому варианту, старайтесь не перегреть зуб и не сточить слишком много металла, стерев зубец. Этот риск — главный минус работы с болгаркой по сравнению с применением напильника.
Заточка специальным станком
Специальный заточный станок разработан для быстрой и безопасной заточки шин бензопил. Огромный плюс такого оборудования — его оператору не нужен никакой опыт, потому что все действия выполняются самой установкой. К слову, она стоит всего 2–3 тысячи рублей — вполне разумное вложение для экономии средств, времени и здоровья.
Помимо самой основы-корпуса заточный станок состоит из следующих элементов:
- Держатель. Мощный винт, которым станок прикручивается к поверхности, на которой его необходимо неподвижно зафиксировать. Держатель оснащен также блокиратором, предотвращающим движение цепи в процессе затачивания.
- Рычаг. Еще один винт, расположенный в задней части корпуса. С его помощью можно регулировать угол наклона шлифовального круга, под которым он будет касаться зуба. Таким образом, можно с высокой точностью выставить те самые 30°.
- Диск. Закреплен спереди верхней части станка и помещен в защитный кожух из прозрачного прочного пластика. Это обеспечивает безопасность оператору станка, потому что его руки никак не смогут коснуться режущей кромки точильного диска.
- Ограничитель. Еще один винт, расположенный за шлифовальным кругом. Он нужен для фиксации нужной высоты точильного диска, чтобы в процессе работы он не опустился слишком низко и не разрезал цепь, не сточил слишком много.
Заточный станок действует следующим образом. Бензопилу укладывают на опору станка и фиксируют блокиратором. Устанавливают нужный угол наклона и высоту диска, сохраняют эти параметры с помощью регулировочных винтов — ограничителя и рычага. Далее снимают верхний слой металла с цепи, медленно прокручивая ее на станке.
Вначале работают с правым рядом, затем разворачивают бензопилу в другую сторону и затачивают левые зубья. Станок обеспечивает высокую скорость работы, даже если его оператор прежде не имел подобного опыта. Из недорогих моделей для эффективного решения бытовых задач неплохо подойдет заточный станок Champion C2001.
Модели бензопил
В каталоге Inigs представлены десятки моделей бензопил. В наличии — российские и зарубежные изделия брендов Stihl, Hammer, Makita, Patriot, «Ударник» и многих других. Есть недорогие фунциональные модели. Например, профессиональная бензопила ПБЦ 370 35П «Зубр» — идеальный садовый помощник, которым легко обрезать ветки деревьев и кустов. Она совершает 12 500 оборотов в минуту и дает мощность 1,2 киловатта, потребляя 1,6 лошадиной силы.
Другой доступный вариант — Hitachi CS 33 EB. Это универсальный инструмент для распилки древесины, рассчитанный как на любителя, так и на профессионала, хотя формально его класс — бытовой. Потребляемая мощность составляет 1,68 лошадиной силы, мощность двигателя — 1,2 киловатта. Большой плюс — сбалансированный центр тяжести.